вторник, 24 апреля 2018 г.

Прем’єр-міністр Вірменії не витримав натиску і оголосив про відставку: Експерти зробили прогноз на майбутнє


Ще декілька днів назад нічого не вказувало на такий розвиток подій.

Світова спільнота по-різному прореагувала на відставку Сержа Саргсяна, повідомляють Патріоти України з посиланням на Lb.ua.

Ігор Соловей, керівник відділу “Світ”, роздумує про наслідки вуличних протестів для Вірменії та її сусідів, особливо для Росії. Пропонуємо статтю автора прочитати мовою оригіналу.

“В заявлении в понедельник 23 апреля на сайте правительства Саргсян указал, что “в сложившейся ситуации, у ситуации есть несколько решений, но ни на одно из них я не пойду. Это не мое. Я оставляю должность руководителя нашей страны”. “Улица против моего назначения. И я выполняю ваше требование”, – цитирует пресс-служба слова Саргсяна.

Стоит обратить внимание на некоторые формулировки заявления: Саргсян не просто оказался от власти и силового варианта решения ситуации, но и возвысил своего оппонента, заявив, что «Никол Пашинян был прав. Я был не прав». И это при том, что еще день перед этим Саргсян заявлял Пашиняну, что тот не имеет права говорить от имени народа.

Что же произошло за один день? Что повлияло на решение власти и Саргсяна лично? Ведь еще пару дней назад ничего не предвещало такого развития событий.

Наоборот, демонстративное задержание лидера Николы Пашиняна и его нескольких соратниковпосле неудавшихся переговоров, а также задержание 232 митингующих свидетельствовало о решении властей идти на жесткий сценарий — разгон протестов.

Однако к ослаблению протеста это не привело. Наоборот, уже в понедельник на улицы Еревана и других городов вышло еще больше людей. Мало того, к протестующим присоединились даже некоторые военные.

Со стороны выглядит так, что Саргсян подал в отставку не столько из-за своего миролюбия, сколько из-за страха: после того, как вышел из тюрьмы лидер оппозиции Пашиняна, а также когда на сторону оппозиции стали переходить военные. Вопрос о том, с кем же консультировался Саргсян пока остается загадкой.
Реакция на отставку

Эксперт по Средней Азии и Кавказу журналист Мансур Мировалев накануне в своей статье для LB.ua “Армения: революция или продолжение застоя?” прогнозировал, что если протесты продолжатся и расширятся, то возможна новая “цветная революция”. По сути, так и получилось. “..это станет впечатляющим примером того, как маленькая, гордая и древняя страна может переломить уже общемировую тенденцию к авторитарному повороту вправо”, – писал Мировалев.

Телеграмм-канал «Катарсис» обратил внимание, что отставка Сержа Саргсяна под давлением митингующих в Армении – уже седьмая ненасильственная смена режима на постсоветском пространстве за 15 лет. “Интересная закономерность в том, что в 3 из 4 случаев, в странах где случилась цветная революция, она спустя короткое время повторилась повторно”, – пишет телеграмм-канал.

Порадовались за результат в Армении российские оппозиционеры. Президент Общероссийского общественного движения «Союз Правых Сил» Леонид Гозман предложил представить реакцию в Кремле на смену власти в Армении.

Военный журналист Аркадий Бабченко считает, что теперь надо следить, что же предпримет Россия в ответ. “Братцы армяне. Вы вот прям офигительные молодцы. Мои поздравления. Но, правда, самое главное начнется только сейчас. Следите за российскими ручками…”, – написал он в своем Телеграмм-канале.

Предостерегает армян от вмешательства России и экс-замглавного редактора “Московский комсомолец”, а теперь заместитель главного редактора крымско татарского телеканала ATR Айдер Муждабаев.
А что же сама Москва?

Официально в Кремле считают события в Армении внутренним делом страны. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков подчеркнул, что в Москве внимательно следят за событиями в Армении, но традиционно отверг вмешательство РФ. «Это исключительно внутреннее дело Армении. Мы внимательно наблюдаем за происходящим в Армении. Армения — это наш ближайший союзник, с которым у нас развиваются самые тесные отношения».

При этом Песков отметил, что не может точно сказать, запрашивал ли Ереван консультации с Москвой в связи с последними событиями.

В то же время на экспертном уровне в России появились заявления об очередном провале российской внешней политики.

Известный провластный российский пропагандист Сергей Марков называет события в Армении – «проамериканским Майданом» и победой США.

Мало того, он критикует информполитику российских телеканалов, которая не формируют отношение к происходящему. В свою очередь журналист-международник Константин фон Эггерт считает, что Москва допустила ту же самую ошибку, что ранее в Грузии и Украине: сделала ставку на коррумпированных лидеров, презирающих демократию, опирающихся на патерналистски настроенные слои населения. «Между окружением “позднего” Шеварднадзе, донецкими бандитами Януковича и карабахскими ветеранами Саргсяна, на первый взгляд, такими разными, на самом деле много общего”, написал он в своей колонке для DW.

А саму отставку Саргсяна эксперт называет “катастрофическим провалом политики Москвы в стране-союзнике”. “Уверен, посольство РФ игнорировало оппозицию (они так всегда делают). Теперь пожнут по полной программе результаты односторонней ориентации на клан Саргсяна”, – считает он.

“В нормальной стране министр иностранных дел должен подать в отставку после такого провала. Но не в России, потому что МИД здесь ничего не решает”, – подчеркивает Эггерт.

Интерес России к Армении объясняется тем, что эта страна — военный союзник Москвы: член ОДКБ (военной организации созданной РФ в противовес НАТО). А также здесь находится российская 102-я военная база РФ (4 тыс военных, комплексы ПВО С300, самолеты МиГ).

Депутат Верховной Рады Игорь Попов даже намекнул, что протесты в Армении могут быть связаны с ее существованием, так как эта часть является ближайшей базой к сирийскому театру военных действий.

В то же время политолог Виталий Кулик считает преждевременным ожидать резкого изменения курса Армении из-за отставки многолетнего руководителя Сержа Саргсяна под давлением уличных протестов. «Будет создано технократическое правительство, участие в нем оппозиции будет ограничено. А во внешней политике ничего не поменяется», – сказал он в комментарии LB.ua”.
Previous Post
Next Post