Пятнадцать лет назад я и не думала о том, что так полюблю свою дачу. И не за отдых на природе от душного города, не только за вкуснейшую свою клубнику, огурчики да помидорчики. Она мила мне всегда – и во время пробуждения ото сна весной, когда прохладный ветер приносит запах первой клейкой листвы и яркие цветочки примул так и смотрят в душу. И летом, когда воздух становится жарким и вязким и только ночью под настойчивый зуд комаров можно отдышаться, и во время осенней загруженности разноцветными плодами, когда урожай уже некуда девать – заняты все ведра и тазы и нет сил перерабатывать, и на ходу засыпаешь с мыслью – надо сделать то-то и то-то под сладкий запах малины и пряного маринада. И даже зимой, когда сад стоит такой светлый, прозрачный и звенящий, наполненный верой, надеждой и любовью.
Когда я зимой приезжаю на дачу, то первым делом расчищаю и подметаю дорожки, они придают мне какой-то гармоничный настрой. Ну, а теперь можно и чаю попить. Это не обычный – это мой особенный чай. За ним я иду… на цветочную клумбу. Как олень разгребает копытами снег в поисках мха – ягеля, так и я расчищаю уголочек, где растет мой зимний чай – бадан толстолистный. Это удивительное растение мне досталось по наследству от прежнего владельца участка – бывшего геолога.
Это редкое в наших широтах растение – родом из восточной Сибири, Бурятии, Монголии, северного Китая, растет там в тайге, в горах, на каменистых россыпях. Не боится ничего: ни лютых, до -45° С, морозов, ни тенистых мест, ни отсутствия влаги в пустынях (у него мощный длинный корень). Не испугался бадан и нашей волгоградской жары, но растет у меня рядом с кустом смородины и она его немного прикрывает от солнца. Бадан вечнозеленый, зимой листья становятся красноватыми, самые нижние листья потихоньку буреют, но не опадают, а из центра розетки появляются новые жирненькие листочки. В апреле бадан цветет, выбрасывает высокую стрелку, а на макушке шикарное соцветие (большая метелка из цветков) колокольчиков ярко-розового цвета, с темным центром.
Издавна, с незапамятных времен и кочевники и просто жители Сибири, а также китайские и тибетские лекари знали бадан, и называют его «монгольский» или чигирский чай». Для чая нужно брать только нижние, бурые и черные листья, можно брать и зимой, и весной, измельчить, завялить, посушить и заваривать в чайнике, как наш обычный чай. Заваривается он минут десять. Есть и другой способ заварки монгольского чая – положить листья чая в кофейную турку, довести до кипения, но не кипятить. На турку надо две чайные ложки листьев бадана. Получается красивый золотисто-коричневый напиток, похожий на черный чай, но чуть более терпкий, ароматный, с привкусом кедрового ореха. Я чередую этот чай с чаем из кипрея – через день, по настроению, люблю оба за вкус и лечебные достоинства, мне очень нравится добавлять в него мед или молоко, он отлично утоляет жажду и мгновенно придает силы. Я читала, что этот настой очень богат витаминами и микроэлементами и целебные силы его поистине безграничны. Легенды говорят о том, что чашка монгольского чая в день продлевает жизнь.
Размножаю бадан отрезками корневища осенью и семенами. Сею семена в ящик в конце февраля, потом в мае рассаживаю в полутень пореже, он любит почву хорошую, с добавлением золы и перегноя, но в меру.